Помощь жертвам активного манипулирования психикой

Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввелив заблуждение-
ибо многие придут под именем Моим,говоря, что это Я-и это время близко. Не ходите вследих".

(Лук. 21:8)

В настоящее время существуютпрограммы помощи лицам, пострадавшим от манипулятивного воздействия со сторонынетрадиционных религиозных культовых организаций, однако в них не учитываютсяиндивидуально-психологические различия между людьми, которые нуждаются впомощи. Программы составлены, как будто все люди, попадающие под воздействиедеструктивных культовых организаций одинаковы. Актуальной является проблемаоказания помощи с учетом индивидуально-психологических различийконсультируемых.

Цельисследования заключалась в разработке и апробации программы помощилицам, пострадавшим от манипулятивного воздействия со стороны нетрадиционныхкультовых организаций, с учетом индивидуально- психологических особенностейконсультируемых.

Объектисследования: В диагностическом исследовании участвовало 50 человек,возраст 14-18 лет, участники нетрадиционной религиозной  организации "Свидетели Иеговы". Вдальнейшем консультировании о выходе участвовало 10 человек из той жеорганизации, обратившиеся за помощью с целью получения профессионального содействияв восстановлении социальной идентичности, помощи в уходе из культа.

Предметисследования: Консультирование с учетоминдивидуально-психологических особенностей личности.

Задачи исследования:

1. Выявить основныемеханизмы, отвечающие за эффективностьманипулирования психикой.
2. Выявить личностныеи семейные особенности, предрасполагающие к вовлечению людей в культовыеорганизации.
3. Выявить психотипологическиеособенности жертв тоталитарных сект и особенности их поведения.
4. Выявитьпсихологические условия, которые позволят организовать эффективныйпроцесс психокоррекционной работы с жертвами влияния проводников тоталитарнойидеологии.
5.C учетом полученных данных выстроитьмодель психокоррекционноговзаимодействия для лиц, собирающихся покинуть культ с учетом их индивидуальныхпсихологических особенностей.
6.Разработатьосновы профилактической и просветительской работы с учетом полученных данных.

Основные результаты исследования: Мыразработали программы консультирование о выходе из нетрадиционного религиозногокульта, учитывая индивидуально-психологические особенности трех типов личности:паранояльную, шизоидную и эпилептоидную. По разработанным нами программам мыработали с 10 членами секты «Свидетели Иеговы». Из них после консультированияданную организацию покинуло 6 человек, 2 человек вернулись на прежнюю работу, 1человек поступил в колледж, 1 человек стал посещать православную церковь. Средиостальных членов секты никаких изменений в их жизни не произошло. Успешностьпроведенного нами консультирования о выходе подсчитывалось при помощи х2 –критерия. Также нами проводилась просветительская работа по просьбе людей, чьиродственники уже вовлечены в религиозные нетрадиционные организации напротяжении нескольких лет или только собираются стать членами данныхорганизаций. Были затронуты следующие темы: культовые фобии, методы контролясознания, пути общения с близкими, находящиеся в деструктивном культе,религиозные группы, описание интересующих групп, их доктрина.

Глава 1. Интенсивное манипулированияпсихикой людей в деструктивных культовых группах как проблема современнойконсультативной психологии

На данный момент существуетбольшое количество нетрадиционных религиозных организаций в нашей стране,которые наиболее успешно рекламируют себя, эксплуатируя свойства психикичеловека, распространяя при этом псевдорелигиозные и оккультные учения. Послеразвала СССР, произошла  ломка жизненныхстереотипов, невостребованность личности, отсутствие других возможностейсамореализации, отсутствие работы, разрушение института семьи (нарушениенормального семейного микроклимата). Все это предрасполагает личность к поискампсихологического комфорта в системе нетрадиционных религий. [Батаев,1995, с.39].Спасительным островком выступают как раз различные религиозные движения, вкоторых царит особая атмосфера взаимной любви и доверия. Как правило, все новыекультовые образования первоначально декларируют общечеловеческие позитивныеценности, в чем и состоит их главная привлекательность. [Кривельская, 1999, с.50]. Ониизвестны многочисленными судебными процессами в связи с нанесением психическогои физического ущерба адептам. [Кривельская,1999,с.37]. Тоталитарные культовыеорганизации претендуют на роль заменителей традиционных религий, в связи с чемони предлагают свою псевдоэзотерическую концепцию всего происходящего в мире ипретендуют на право определять истинность того или иного события. [Полищук,2000,с.5].Каждая такая группа имеет свою символику, свою ритуалистику, свой своднравственных правил, свою систему наказаний и поощрений.[Лисовский, 1994,с.25-26].

В целях вовлечения в своюдеятельность они используют различные каналы средств массовой информации длярекламы своей “истины в последней инстанции”. По словам новообращенных тамскладываются настоящие дружеские, семейные отношения, там завершается поиск истиныдля каждого человека. Уход в систему этих сект от реальных проблем современнойжизни можно рассматривать как один из вариантов психологической защиты. [Балагушкин,1985,с.286].

Деформированиеличности, попавшейв тоталитарный культ.

После привлечения новичка к общению с группой адептов оноказывается в особой атмосфере группового психологического давления. Главнойсоставной частью последнего является “бомбежка любовью” (“love-bombing”),которая отбивает охоту к сомнениям и усиливает потребность в принадлежности “кновой семье”. [Майерс,1999, с.344].

Для создания чувства духовнойобщности используются игры, подобные детским, пение, объятия, прикосновения илесть. В результате этого сверхназойливого навязывания любви у вербуемого вкульт потенциального адепта возникает ощущение, что все ждали именно его, чтоон - это нечто особенное, и общаться с ним адептам культа очень и оченьприятно. Даже самый недоброжелательный человек, обогретый этим общим, но ввысшей степени деликатным вниманием, поневоле оказывается хотя бы отчастизаинтересованным и пока еще, как ему кажется, свободным участником совместнойдухотворческой деятельности. [Прокопишин, Интернет-ресурс].

Поначалу от него ничего нетребуют, не задают никаких вопросов, стараются вообще ничем не тревожить- всемисилами дают понять, что он здесь не только по собственной свободной воле, но ктому же еще и получает нечто такое, чего не получит больше нигде и ни от кого.Имеется в виду, естественно, счастье познания Бога. [Буянов, 2000,с.18].Новичок не выпускается из-под опеки ни на минуту. Например, рекомендованнаяспециальными наставлениями мунитов процедура называется "сандвич" и требует, чтобы новичок постоянно находится вокружении двух приставленных к нему опытных адептов, обязанных со всем рвением"сотрудничать" с ним и вовлекать его. [Гондоу,1995, с.56].

 Методика этой обработки стара как мир. Ее ведущий принципзаключается в обретении полной душевно-духовной власти над человеком,посредством усыпления самостоятельности его мышления и таким образом притупленияего духовной зоркости. [Буянов,1999, с.19]. Далее в сознание новичкаактивно внедряется идея абсолютной истинности учения секты, которая емудоверяется в силу “особой любви” к нему. Под видом хранителя тайны этой истиныу него культивируется чувство своей исключительности и внутригрупповойвзаимозависимости. Одновременно формируются отрицательное отношение ко всемдругим общепринятым социальным, культурным и религиозным представлениям иустановка на изоляцию себя от жизни общества. Идет форсированноепротивопоставление новой жизни старой, культовой общины - своей семье, вплотьдо отказа от прежнего имени и принятия нового. В это время уже можно наблюдатьвозникновение подсознательных форм коллективного реагирования и поведения.[Хассен,2001, с.99].Для закрепления в сознании новичка “доверенной” ему “абсолютной истины”вербовщики стремятся взять под контроль его время, особенно время размышления,пытаются добиться, чтобы он потерял желание сверять информацию, предоставляемуюгруппой, с реальностью. Одновременно они добиваются появления у новичкаощущения беспомощности и, создавая видимость поддержки, навязывают ему образцынового поведения, демонстрирующие “истинную” нормативность, которую хочетвыработать руководство (лидеры) неокульта. [Мартин, 1994, с.112]. Сэтой же целью широко используется манипулирование путем вознаграждений,наказаний и практических действий, выражение отношения (одобрительного илиосуждающего) “группового мнения”. Чтобы подавить прежнее социальное поведениеновичка нередко используется соответствующая информация о жизненном опытекультиста, полученная в состояниях измененного сознания или при специальныхисповедях, - “одитингах”. Новичок оказывается в жестко контролируемой системе,в которой тех, кто отступает от внутригрупповой нормативности, заставляютчувствовать себя так, словно у них имеются врожденные отклонения от нормы, идержит новичка в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчет впроисходящем.

Основная функция тоталитарнойсекты на первых этапах обработки члена группы состоит в том, что онаудовлетворяет потребность человека в самоутверждении.[Берестов,1996, с.26]. Этопроисходит за счёт того, что секта выполняет два основных условия:

а) секта даёт человеку определённую сферу деятельности,позволяющей человеку реализовать себя-

б) секта характеризуется наличием положительной обратнойсвязи, то есть отчётливым проявлением общественного признания, выраженногоокружающими членами секты. [Волков, 1996, с.76-82].

Например, адепты секты"Свидетели Иеговы" бросают учебу в ВУЗе, техникуме или работу поспециальности, чтобы работать не более 2-3 часов в сутки для обеспеченияминимума жизненного существования, а остальное время служить Иегове. Самымипрестижными работами у Свидетелей Иеговы считаются работы дворниками,уборщицами, ночными дежурными. [Макдуэлл, Стюарт, 1993, с.25]. Они становятся  "абсолютно нейтральны к окружающейжизни. Все запреты постепенно внедряются в сознание на фоне доброжелательнойобстановки на Собраниях, совместного чтения молитв и пения хором песен изспециальных сборников. [Макдуэлл, Стюарт, 1993, с.42]. Забывают о своей прежнейжизни, о тех, кого любили, о целях и стремлениях на работе или в учебе, даже отом, что  просто хотели узнать мир. Ониполностью растворяются в секте.[Казаков,1995,с.46].  Следствием этого (новое имя, новый язык,новая “семья”) является факт радикального изменения личностных ориентации иповедения завербованных в неокульты с изменением всего модуса прежней жизни и споявлением признаков явного психологического изменения, которые у некоторыхадептов уже в самом начале могут свидетельствовать о психической патологии.

Личное имя-символ социальнойиндивидуальности, той позиции, которую человек занимает в социальной жизни. Прилишении имени человек выводится из нормального взаимодействия. Юнг считал, чтоприсвоение нового имени в обряде инициации помогает забыть прежние социальныероли, ускорить процесс изменения поведения. Появляется новая личность, с новымикачествами и взглядами на прошлую жизнь.

Важным условием успехавовлечения в тоталитарные культы является все большая потеря личностью своейиндивидуальности, собственной инициативы, способности к волеизъявлению своего"Я".  У завербованногопостепенно формируются страх и чувство вины. Они вызываются извлечением признаний(исповедей) под предлогом создания атмосферы единства и близости. Стремясьсделать доверие к секте максимальным, от вновь пришедшего требуют исповеди.Исповедь является переломным моментом жизни человека в секте, она, своего рода"кредит доверия" - высшая его степень. Отказавшись от исповеди, членсекты рискует навсегда потерять для себя значимую группу. Находясь под этимдавлением, человек вынужден полностью раскрыться и поведать организации всюсамую интимную (негативную) информацию о себе. Данные сведения используются дляформирования зависимости, потому что в секте нет правила неразглашенияисповеди.

Таким образом, под предлогомисповеди нередко получают информацию, которая в дальнейшем делает человеканезащищённым перед лицом группы, то есть, создаёт управляемую эмоциональнуюуязвимость за счёт чувства страха и вины. [Кондратьев, 1999, с.21].

 Выявленныеличностные проблемы, негативные факты прошлого, страхи и секреты даютпредставление об эмоциональной уязвимости адепта и посредством явных изавуалированных угроз, также как и чередованием наказаний и наград, позволяютболее успешно им манипулировать.

Нередко при психологическойобработке акцент ставится на развитии страха за свою жизнь при попыткевысказать какое-либо сомнение в истинности учения, не говоря уже о попыткевыйти из секты. [Кондратьев,1999,с.26].

В культе человек перенимаетобразцы поведения окружающих и становится также доверчив, мягок, уступчив.Сменить данный стиль поведения на жёсткое отстаивание интересов своей личностив принципиальных вопросах очень сложно и не обойдётся без внутренней травмы ичувства вины, чего человек будет стараться избегать. Считая себя любимым,дорогим, ценным, завоевавшим доверие окружающих, человек будет бояться егопотерять и уже с первых дней нахождения в группе, потенциально готов идти науступки, жертвуя своими ценностями. Та глобальная значимость, которуюприобретает тоталитарная секта для человека, объясняется тем, что онастановится для своих членов новой референтной группой.

Так как человек чаще всего идётв секту, чтобы решить свои экзистенциальные проблемы, секта быстро снимаетощущение социальной изоляции, страха, бессмысленности жизни и одиночества ивытесняет их ощущением собственной значимости человека, его религиознойизбранности и привилегированности по отношению к другим членам социума. Специальныеусилия в секте направляются на снижение переживаний по поводу неопределённого,пугающего будущего. Субъективный страх и связанная с ним тревожность снижаются,поскольку секта предлагает упрощённую систему понимания мира. Приняв даннуюсистему как истинную по причине фундаментального доверия человека к секте, онбудет подстраиваться  под неё. [Бойл,1996,с.24].

Укрепление глубинных связей ссектой также достигается благодаря культу лидера, при этом, если член группынаходится в подростковом или юношеском возрасте, его гиперсексуальность,ненаправленная в социально-активные формы, сублимируется и обнаруживается каклюбовь и преданность к лидеру. Постоянное усиление чувств почитания и любвиразворачивается на фоне напряжённости естественной потребности в любви,вследствие отрыва от семьи и социальной изоляции. Значимость лидера группы исамой организации растёт прямо пропорционально средствам и тем силам, которыечеловек вложил в неё. А так как секта требует всё большей отдачи себяорганизации, человек попадает в замкнутый круг постоянного самопожертвования,которое с каждым разом разрушает его личность всё сильнее. [Бассин,1969,с.118-126].

Цель культа - контрольсознания, который подразумевает власть не только над принятием решений членамикульта, но и над мыслями и чувствами членов культа, над их личностью.

Контроль над сознанием

 Контроль надсознанием адептов устанавливается по следующим стадиям:

I.Разтормаживание (психологическоерастормаживание, доведение до состояния психологической аморфности и хаотическогосостояния сознания):

1.дезориентация-

2.сенсорнаядепривация и/или сенсорная перегрузка (существенная недогрузка или перегрузкатех или иных органов чувств)-

3.физиологическаяманипуляция (лишение сна, лишение возможности побыть одному, изменение диеты)-

4.гипноз(в качестве средств используются визуализации, притчи и метафоры,двусмысленности, медитации, монотонноепроизнесение молитв, пение)-

5.новообращенныепринуждаются поставить под вопрос свою идентичность ("потерять себяпрежних").

II.Изменение:

1.созданиеи навязывание новой идентичности, проделанное шаг за шагом (формально - в ходеиндоктринальных занятий- неформально - другими адептами, аудио- ивидеозаписями, книгами и т.п.)-

2.использованиетехник модификации поведения (награды и наказания, использование техникостановки мышления, контроль окружения)-

3.мистическаяманипуляция (приписывание тем или иным событиям и ощущениям в жизни"обрабатываемой" личности тех смыслов и значений, которые выгоднылидерам и группе)-

4.использованиеисповедей          и доносов.

III. Замораживание(консервация новых стереотипов):

1.укреплениеновой идентичности-

2.отделениеот прошлого, передача собственности, переход к культовой деятельности исближению с другими адептами-

3.новое имя, новый язык, новая"семья"-

4.спариваниес новыми ролевыми моделями (система "приятельства")-


5.продолжениеиндоктринации (семинары, учеба, усвоение групповых норм.

Контроль сознания осуществляется в четырех основныхсферах: контроль поведения- контроль информации- контроль мышления (мыслей)-контроль эмоций (чувств).

Контроль поведения

1.Регулированиеиндивидуальной физической реальности (где и с кем живет, какую одежду ипрически носит, какую пищу ест, сколько позволяется спать, финансоваязависимость)-

2.Большаячасть времени обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам-

3.Необходимостьспрашивать разрешения для принятия важных решений-

4.Наградыи наказания-

5.Отбиваетсяохота к индивидуализму (превалирует групповая мысль)-

6.Жесткие правила и предписания- необходимостьпокорности и зависимости.

Контроль информации:

1. Использование обмана (умышленное утаивание информации,искажение информации, открытый обман)-

2. Максимально возможное ограничение доступа адептов к некультовым источникам информации или устранение приверженности к ним-

3. Загружение адептовкультовой деятельностью настолько, чтобы они не имели времени думать-

4. Изолирование постороннего носителя информации в пользувнутренних доктрин (отсутствие свободного доступа к информации, варьированиеинформации на различных уровнях и подразделениях внутри культовой пирамиды,регулирование лидером потока информации среди адептов)-

5. Поощрение слежки за другими участниками (объединение по парампо системе "приятельства" для наблюдения и контроля, доносительстволидеру об отклоняющихся от культовых доктрин мыслях, чувствах и поступках)-

6. Широкое использование созданной в рамках культа информации ипропаганды (бюллетени, журналы, газеты, аудио- и видеозаписи, неправильныецитаты, формулировки, взятые вне контекста из некультовых источников)-

7.  Использование проповеди (информация о "грехах" -чтобы уничтожить границы личности, для манипуляции и контроля).

1. Необходимость к принятию групповой доктрины как"Истины", включающей в себя следующие элементы:

а) "Черное и белое" (нет полутонов)-

б) "Добро против зла" (нет компромиссов исложных взаимодействий и сочетаний)-

в) "Мы против Них" (групповое против внешнегомира).

Огромное влияние на личностьоказывает методы группового мышления.Сплоченность членов группы в культе не спонтанна, а спланирована и реализуетсяманипулятивно лидерами культа. Лидер формирует вокруг себя преданную верхушку(элиту), которая и является «группой принятия решений», т.е. процесс принятиярешения отчужден от рядовых членов культа. Стремление к принадлежности группе уучастников культа поддерживается через процесс сурового испытания верностичлена культа с использованием приемов « кнута и пряника». Культ становитсяцентральным интересом жизни человека и единственным, первичным, необходимымисточником межличностных связей членов культа. Члены культа стремятся коднородности. Они теряют старые принципы поведения и «принимают» новый наборнорм, стереотипов поведения, которые поощряются. [Кондратьев,1999, с.25-38].

Спонтанные и проходящиестрессовые ситуации («провокационные ситуационные контексты») в культе имеютвид жесткого социального контроля , который использует как инструмент чувствавины, страха, позора за свое прошлое, чтобы создавать образ болеепривлекательного будущего в культе, таким образом, члены культа находятся в постоянномнапряжении. Достичь будущего в культе можно, только соблюдая нормы группы,нормы устанавливает элита («группа принятия решения»). Здесь мы опять наблюдаемотчуждение, депривацию по отношению к процессу принятия личностью решений.

Преждевременное согласие смнением группы в культе модифицируется в полное, восторженное соответствиедоктрине культа. Преждевременное согласие может подразумевать наличие икритического настроя участника принятия решения и находится на одном концеконтинуума. На другом его конце - полное принятие и соответствие. Поскольку вкульте критика решений, принятых элитой исключается, то требуется восторженноеобожание и самой доктрины, и ее проводников : доктрина - единственная дорога кправде, с ней мало соглашаться, ей надо полностью соответствовать. [Кондратьев,1999, с.38].

Ещё одним мощным механизмомвлияния является использование "специализированного" языка в культе.В нём сложные проблемы редуцируются - представляются коротко и просто.Создаются легкозапоминающиеся и всеохватывающие абстракции. С помощью них,адепт может дать ответ на многие сложные вопросы. Создаётся специальныйсловарь, содержащий либо новые термины, либо трактующиеся по новому знакомыепонятия. Особый язык облегчает формирование новой, упрощённой картины мира,увеличивает отчуждение от старых знакомых и близких людей. Адепту, несомненнолегче становится общаться с людьми из секты и сложнее со всеми остальными. [Дворкин,1996,с.2-3]. Вкульте действует запрет на критические вопросы о лидере, доктрине или политикекульта, которые признаются единственно правильными, и запрет на альтернативныесистемы верования.

Наиболее сильной техникойконтроля сознания адептов, используемой деструктивными культами, являетсяиндоктринация различного рода страхов, фобий. Чувство страха постоянноподдерживается. Могут индоктринироваться следующие фобии: боязнь мыслитьнезависимо, критически в отношении культа- боязнь внегруппового социума("внешнего мира")- фобия на выход из культа- боязнь врагов- боязньпотерять свое "спасение"- боязнь природных бедствий, созданиекрайностей эмоциональных пиков и спадов, использование ритуального, частопубличного признания "грехов". [Хассен, 2000, с.90].

Механизм деформации личностипри попадании в тоталитарный культ представляет собой фактическую дезинтеграциюобраза "Я", выросшего естественным путем. Происходит насильственнаязамена его на искусственно сформированный псевдообраз "Я". Суть этогонового образа - быть ведомым, управляемым и подчиняемым. Фактически личностьфрагментируется и дезинтегрируется, насильственно лишается целостности иорганизующего центра. Результатом оказывается исчезновение желания бытьнезависимым, стремление к рабскому повиновению более сильной фигуре ипрекращение мотивации, направленной на реальное саморазвитие. Фактически жертватакого рода методичной деперсонализации неизбежно останавливается          в своем развитии. Внутреннее время, впространстве которого разворачивается личная судьба и осуществляется углублениесамовосприятия, останавливается. Такой человек начинает жить вне личнойистории, диссоциируется из мира реальных взаимодействий с окружающимисубъектами. [Кондратьев,1999,с.19].

Происходит отчуждение отродственников, в том числе от собственных детей- уход из родительского дома:отказ от учебы и работы с полным погружением в деятельность секты- прекращениечтения газет, журналов, книг. пользования телевидением и радио- отгороженностьот окружающих- резкое ограничение приема пищи- значительное ограничение сна до3-4 часов в сутки в неудобном положении, физическое и психическое истощение,повышенная возбудимость, утрата присущих ранее интересов. Он переходит ввиртуальный мир специально выстроенных для него и ему же навязанных совершенноискусственных отношений с многозначащими фигурами гуру и "братьями по вере".Это человек выпадает из реального культурного пространства, попадая в своегорода лакуну вневременного забытья. Поэтому без применения специальныхрепрограммирующих техник трудно достучаться до него реального, как бы ярко ниблестели его глаза, сколь бы живой ни казалась его речь. На самом деле он"спит наяву", будучи глубоко погруженным в галлюцинаторнуювиртуальную реальность впечатываемого в его психику сектантского мировидения.

1.2. Личностные и семейные особенности,предрасполагающие к вовлечению в тоталитарный культ.

Экзистенциальный вакуум,давление которого в определенные периоды жизни испытывает каждый человек,требует немедленного его заполнения. Находясь в состоянии психологическогостресса, люди часто не имеют возможности критического осмысления и тщательногоанализа предлагаемой им системы ценностей, либо просто не хотят и боятсяразочаровать себя в своем выборе. [Кондратьев, 1999, с.35].

Любой деструктивный культстарается представить свое учение, ориентируясь на жизненно важные потребностипотенциальной "жертвы". Включение в жизнь деструктивной группы, путемпоначалу незначительных уступок, дает возможность обретения нравственной опоры,которая кажется некоторым людям более прочной, чем шаткое основаниеиндивидуальной свободы. Кто же попадает под влияние тоталитарных культов:

I.Люди, находящиеся всостоянии психоэмоционального стресса,глубокого разочарования, испытывающие чувство одиночества, давлениеэкзистенциального вакуума и неудовлетворенность духовных потребностей.
К их числу относятся и люди, имеющие глубокие психологические травмы на почвесемейной жизни и профессиональной деятельности. [Кондратьев, 1999, с.44].Причинами попадания в тоталитарные культы данной категории людей могут являтьсяследующие факторы: возрастные кризисы, критические ситуации, переломные моментыличной биографии (развод, смена или потеря работы, места жительства и т.д.). Уних имеются четыре возможности для разрешения жизненного кризиса, избавления отдавления:

а) Самоубийство.

б) Изоляция от общества (самостоятельная с группой).Изоляция от общества в отдельной группе единомышленников, является наиболеевероятным путем разрешения кризиса, так как позволяет человеку полностью снятьс себя ответственность за свою судьбу, реализовать потребность в общении ипонимании, и не совершить при этом социально неприемлемых (преступных)действий. Следует учитывать также, что сама ориентация на поиск новойсоциальной ниши, приводит к снижению когнитивного диссонанса, увеличивающегоубежденность в правильности выбранного пути.

в) Избавление от людей, которым приписываетсяответственность за свои надежды (их крах).

г) Самостоятельное начало новой жизни в реальном мире.[Кондратьев,1999, с.34].

II.Так называемые truebelievers (истинно верующие). Люди, испытывающие острую потребность вдуховном и нравственном развитии, стремление которых к высшим целям и моральнымценностям осталось не востребованным в обществе.

III.Акцентуированные ипсихопатические личности по, шизоидному, паранойяльному типу синтересом к духовной жизни, оккультизму, мистицизму. В тоталитарных сектах онинаходят для себя социально психологическую нишу, способ адаптации к жизни. Кэтой же категории относятся психически больные на ранних стадиях заболевания,либо на стадии ремиссии. Необходимо отметить прямую психопатологическуюмотивацию вступления в неокультовую общину. [Хассен,2000, с.86].Чаще всего это наблюдается в дебюте шизофрении при развивающемся чувстве потерисмыслообразующих позиций своего “Я” с гипертрофированной интроспекцией ирефлексией (самоанализом своего внутреннего мира и отношений с внешним). Здесьможно отметить и мотивацию преодоления нарастающего чувства отгороженности отреального мира, и стремление восстановить способность контролировать свои мыслии чувства, и поиск контакта с людьми, способными понять их философскиепостроения, созданные в результате их навязчивых поисков смысла бытия, ипопытки обрести магический путь к духовному совершенству.

IV.Лица, с хорошоразвитым критическим мышлением, без невротизирующих комплексов,достаточно самостоятельные в определении своего поведения, ориентированные намакросоциальные, духовные ценности. У этих лиц наблюдается неудовлетворенностькультивируемым в современном обществе гедонизмом, информационный голод, жаждадуховной пищи, жажда познания истины. Все это является причиной, формирующеймотивацию отклика на приглашение познакомиться с новым, необычным религиознымучением. Здесь налицо интеллектуальная жажда познания истины, интеллектуальнаяоснова мотивации, без ведущего участия чувственной сферы психики.

V.Лица,характеризующиеся отсутствием личностной защищенности при наличиифрустрации, то есть при психологическом стрессе, переживании неудачи,разочарования своей жизнью. Этим людям нужен катарсис - очищение отпсихотравмирующего комплекса, “отреагирование” аффекта, ранее вытесненного вподсознание и являющегося причиной невротического конфликта. Мотивациязаключается не в жажде познания, а в жажде признания, в получении сочувствия иэмоциональной поддержки со стороны других в своей проблемной ситуации. Инымисловами, здесь в основе лежит чувственная мотивация. Возможности удовлетворенияпоследней всегда находятся в арсенале каждой секты. Чувственная потребностьснижает интеллектуальный контроль, ведет к несопротивляемости культивируемым всекте приемам развития синдрома зависимости от авторитетов секты. Для такихличностей уход из секты - это уход в одиночество, возврат к прежнимпсихотравмирующим проблемам, не говоря уже о страхе за свою жизнь. Эти люди в“культовой семье” нашли свой “якорь”, им все стало ясно, а от этого просто испокойно. Они говорят, что обрели в секте чувство счастья, “духовного интима”,лишиться которого и не хотят и боятся. Все это сопряжено с подсознательнымчувством беззащитности вне секты. Они не хотят слушать доказательств, аргументирующихнеоригинальность, примитивность учения, его духовную ущербность. Они недопускают мысли, что существуют сотни других неокультов с подобнымибогами-учителями со сходными в целом “абсолютными истинами”. У этих людей нет ичеткого представления о догме учения их неокульта: они утверждают, что уучителя есть “все знания”, а им достаточно того, что они ему верят. Все большаяпотеря своего “Я”, подчинение своей воли воле “учителя” делают этих лиц посуществу интактными к попыткам показать им их трагическое положение ипредложениям помощи. В отмеченном диапазоне полярных свойств личности имотиваций согласия приобщения к секте можно отметить много вариаций. [Кондратьев,1999, с.32].

VI.Лица,самостоятельные, с развитым критическим мышлением , но отличающиеся отсутствиемвнутренней честности и порядочности. Их характеризуют амбициозность,властность, авантюристичность. Довольно скоро они замечают всю химеру“религиозного” учения своей секты, но при этом также быстро замечают ивозможную выгоду. Их прельщает перспектива быстро вырваться “из серой массы”,занять “офицерскую” должность в секте (то есть роли надзирателя, наставника,активного помощника, ассистента главы культового новообразования, войти вруководящую структуру, побывать в заграничном центре секты) со всемисоответствующими земными (и немалыми) благами. [Кондратьев, 1999, с.39].Чемвыше они поднимаются по иерархической лестнице, чем ближе они к большим деньгам- тем меньше в них даже сектантской “духовности”.

VII.Лица - наивныеискатели “чего-то новенького”, необычного, таинственного. Они такжехотят выделиться из серой массы, быть причастными к “современному”,“международному” духовному движению. Их манят завлекающие, многообещающиерекламы сект, возможность пообщаться с заграничными, “всемирно признанными”проповедниками, не говоря уже о перспективе бесплатно съездить “за океан”. [Кондратьев,1999,с.42].

На предупреждения об опасностисвязи с сектами они самонадеянно говорят, что могут всегда, когда захотятбросить это дело. К сожалению, они не замечают скрытой, но последовательнойпсихологической обработки и постепенного развития синдрома зависимости, послесформированности которого обратный ход практически закрыт.

К числу общих факторов такогориска относятся такие характерологические черты, как повышенная внушаемость,ведомость, пассивность. Подверженность личности вербовке в секту усиливаетсяразвитием невротического состояния в результате упоминавшегося психологическогонадлома, потери смысловых ориентации, неуверенности в завтрашнем дне, духовнойопустошенности, чувства одиночества и ненужности, непонимания в семье.[Хассен,2001, с.144-146].

В мотивационной сферепредпосылками интереса к учению неокульта и факторами риска вовлечения в егодеятельность являются ориентации на глобальные макросоциальные ценности всочетании с такими социально-психологическими особенностями личности, какнеудовлетворенность бездуховной жизнью, протест против поп-культуры, жаждапознания, поиск истины. Личностная самостоятельность, ориентированная на такиеценности. может предопределить легкость присоединения к “новой религии”, но этаже личностная особенность помешает формированию синдрома зависимости и поможетбыстро выйти из неокульта при возникшем сомнении в ее “божественности”.

VIII.Подростки.Чем младше человек, тем более он подвержен индоктринирующим влияниям, ибовоспринимает окружение как обучающую среду. [Егорцев А.Ю, 1997, с.20-21].Первый период повышенной чувствительности - период раннего полового созревания.Он характеризуется активной ориентацией на адаптацию к образцам общения в малойгруппе, то есть восприятие правил игры в коллективе. Этот возраст более всегоуязвим в плане повышенной восприимчивости к предлагаемым ему образцам поведенияв группе, более того, именно в этом возрасте резко возрастает значение символическихродительских фигур, которые проективно разыскиваются вовне.

Второй возраст повышеннойчувствительности — юношество 17-19 лет, когда возникает реальная жаждасамоутверждения в социуме, однако сил для этого не хватает, а потому нужнаподдержка покровителей, которые заведомо сильнее и образованнее самогочеловека. Достаточно продемонстрировать эффективность собственного поведения вкризисных ситуациях, для того чтобы стать кумиром молодого индивидуума. Вюношеском возрасте очень сильна мотивация к формированию образа "Я"через отрицание отвергаемых моделей поведения.


Самоопределение и самоутверждениеосуществляется посредством контрастного и резкого разграничения собственнойидентичности с наблюдаемыми вовне примерами судеб и моделей жизни. Личностнаязрелость проявляется в адекватном восприятии того образа жизни, который несозревшему индивидууму представляется как формальный, банальный, скучный исерый, отыгравший, исчерпавший себя, неперспективный, безжизненный.
Молодыелюди, чьи родители оказывают постоянное психологическое давление и не способныответить эмоциональной поддержкой в его проблемах  ищут контакт со “слушающими и понимающими людьми”, способнымидать ориентир в жизни.  Для относительносвободных от серьезной ответственности подростков, характерен недостатокличного опыта, сопровождающийся наивностью и идеализмом. Для снятиянапряженности, возникающей от созерцания окружающей несправедливости, они видятодин путь - быть приобщенным к чему-то главному, через причастность к"великой идее" за счет идентификации с лидером, воплощающим даннуюидею. Этот путь приводит подростка в деструктивный культ.

1.3. Особенности поведения личности,длительное время подвергавшиеся манипулятивному воздействию.

Изначально, любой человекобладает определённой системой психологической защиты оберегающей его  от деструктивных влияний, как группы, так идругого человека. Сила защиты варьируется в зависимости от личностныхособенностей человека и его знаний. Так осведомлённость о действии определённыхгрупповых феноменов может повысить уровень психологической защищённостиличности. Взломать психологическую защиту личности, действуя простымубеждением, в большинстве случаев не удаётся. Чтобы проникнуть во внутренниймир человека, в секте организуется специальная ситуация, в рамках которойвыработанные раннее личностью защитные механизмы не эффективны. [Бассин,Бурлаков, Волков, 1988, с.78].

М. Т. Сингер и Р. Д. Лифтонвыделили следующие параметры ситуаций, с помощью которых, можно достичьослабления защитных механизмов нового человека, включившегося в жизньтоталитарной секты:

1. Тотальный контроль над временем (в томчисле и временем размышления)- практикуется физически и эмоциональнонапряжённая деятельность, при этом даётся мало времени на её осмысление и в целомна уединение-
2. Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдаватьсебе отчёт в том, что с ними делают-
3. Создание жёстко контролируемой директивными лидерами системы,
вкоторой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себядискомфортно, подталкивая их к мысли о том, что они, к примеру, врождённонеполноценные.
4.Создание у новичка ощущения беспомощностии снятие этого неприятного переживания с помощью обеспечения его моделяминового поведения - удобного группе-
5.Подавление прежнего социального поведенияи, за счёт манипулирования наградами и наказаниями, достижение нового состояниясознания. Далее использование нового состояния сознания для создания желаемоговосприятия прежнего жизненного опыта (его переоценки)-
7.Использование методик, тормозящих процесс мышления(медитация, трансы). [Бассин, Бурлаков, Волков, 1998, с.79-80].Контроль над временем может сформировать так называемую"вынужденную беспомощность", характеризующуюся полной потерейавтономии личности. Человек начинает жить по жёсткому графику, который неучитывает его интересы, его психоэмоциональное состояние. От него ничего уже независит, и он вынужден консультироваться с наставниками из культа даже по самымнезначительным вопросам. У этого явления есть эффект, который можетвосприниматься личностью как положительный - человек теряет экзистенциальныйстрах перед свободой, отпадает потребность в структурировании жизненноговремени. Будущее кажется стабильным и предопределённым. [Скородумов,1999,с.49]. Тотальныйконтроль над временем и деятельностью также выполняет роль нового перцептивногофильтра, отбирающего из внешней социальной среды только те нормы и ценности,которые наиболее значимы для принявшей их группы.

Медленно, поступенчато сектастремится к тому, чтобы полностью изолировать человека от социума. Путёмдавления личность вынуждают отказаться от тех контактов и отношений, которыемогут помешать её пребыванию в культе. Далее происходит вытеснение техжизненных интересов, которые нейтральны по отношению к новому религиозномустатусу личности, потому что в них, она может проявлять свою автономность. Цельсекты - сформировать зависимый тип личности. [Полищук,1995,с.40-41].Человеку приходится делать решения, из-за которых он может испытывать сильный диссонанси большую степень внутренней напряжённости. Преодоление этого диссонанса иснятие напряжённости, которая может вести к психотическим срывам,осуществляется немедленным замещением бывших сфер деятельности и интересовличности на новые, непосредственно связанные с культом. Так происходит заменанаиболее близких человеку людей (лично значимых лиц), на новых "духовныхсестёр и братьев". Человеку присваивается новый социальный статус иформируется новое социальное окружение, по сути дела - полностью изолированнаяот жизни большинства социальная ниша. В рамках её мир воспринимается подругому, а всем явлениям жизни предписывается новый "культовый"смысл.

Основными приёмами психическоговоздействия на новых членов культа является внушение и заражение. Внушениепредставляет собой процесс особого воздействия на психику человека, при которомполное понимание материала, эффективно воспринимаемого субъектом, не требуется.Это связанно с тем, что при процессе внушения происходит снижение уровнясознательности и критичности, как при восприятии, так и при воспроизведениивнушаемого материала. Информации же, усвоенной при внушении присущ навязчивыйхарактер, который обнаруживается в том, что содержание, введённое внушением, сбольшим трудом поддаётся коррекции. [Волков, 1996, с.86-95].

К личностным факторам,повышающим внушаемость, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка,чувство собственной неполноценности, покорность, слабость логического мышления,повышенная впечатлительность. Внушаемость возрастает в экстремальных ситуациях,во время физических и психических перегрузок, когда происходит сужение полясознания, вследствие чего на уровне подсознания облегчается запечатление. [Дмитриева,1999, с.24].Сигналы, элементы программ и циклы поведенческих реакций, введённых привнушении, подобны совокупности операций, находящейся в состоянии постояннойготовности. Какое-то время они могут оставаться на периферии сознания, но стоитчеловеку воспринять нужный стимул (знакомую интонацию, особый жест и т. п.),как в памяти возникают целые блоки информации, раннее подготовленные формуламивнушения. В дальнейшем, если человек будет пытаться выйти из культа илисовершить ещё какие-либо нежелательные с точки зрения группы действия, услышавголос лидера и закреплённые внушением формулы, он может вновь вступить на путьавтоматического исполнения команд. [Дмитриева , 1999, с.35]. Практика внушенияхарактерна для всех деструктивных культов.

Для заражения характернаидентичность переживаемых людьми эмоциональных психических состояний. Заражениепредставляет собой непроизвольную, спонтанную тонизацию эмоциональныхсостояний, которая часто происходит при совершении экспрессивных действий.Заражение может вызываться возгласами, восклицаниями, плачем, смехом,ритмическими движениями, аплодисментами. Мощным заражающим эффектом обладаетгромкое хоровое пение. Многочасовое повторение мантр, которое практикуется внекоторых деструктивных культах, обладает ещё и самовнушающим характером, чтослужит причиной нарушения чувства реальности.

В деструктивных культах какспособ воздействия на личность практикуется массированная сенсорная депривация.Известно, каким влиянием на человека обладает незадействование какой-либоанализаторной системы. "Отключение" каналов восприятия может привестик дезориентации, перегрузке компенсаторных анализаторных систем, галлюцинациям,трансоподобным состояниям. Сенсорная депривация активизирует один из видовпсихологической защиты - регрессию, которая выражается в явленияхдеперсонализации и формировании растущей зависимости от значимого лица.Регрессия характеризуется негативными изменениями в интеллектуальной сфере,проявлением примитивной логики, опирающейся на представление о человечестве,разделённым на две группы: "посвящённых" и "нечистых". Наэтой базе формируется и закрепляется дуалистический способ мышления"или-или". Одновременно происходит активная выработка иммунитетапротив иных, новых способов видения мира, за счёт сокрытия значимой информации.Процессу регрессии сопутствуют такие явления, как потеря чувства юмора испонтанности. [Дмитриева,1999, с.16].

Изоляция от внешних источниковинформации и однообразие предоставляемой информации вызывает стойкоеторможение. Музыкальное сопровождение с особым ритмом, либо постоянныеповторения каких-то слов, во время культовых обрядов или в повседневной жизни,формируют у человека ощущение безразличия, потери интереса к окружающему исобственной жизни. Эмоции подавляются, притупляются желания. По мере усилениязвука и возрастания ритма торможение иррадиирует, охватывая все областимозговой коры, что вызывает глубокую дезориентацию, как пространственную, так ивременную. Сознание пребывает в сумеречном состоянии. Могут возникатьзрительные и слуховые галлюцинации культового содержания (иллюзии полёта,освобождение духа, выделение энергетических сущностей и т. п.). В секте даннымпроцессам приписывается особый смысл, они интерпретируются, как прогрессличности, религиозный рост, появление сверхъестественных способностей, особоговидения мира (третий глаз) и т. п.

Непрерывная концентрациявнимания и сознания на одном действии, снижает степень воздействия следовпрошлой психической деятельности, способности памяти резко ограничиваются. Вэтот момент мозг реагирует только на те стимулы, на которые предварительно настроиличеловека. Возможно совершение иррациональных действий, любых внушённых формповедения. [Кондратьев,1999, с.41].

Деструктивный культ ставитсвоими задачами абсолютную изоляцию личности от социума, создание для неёспециальной ниши, придание не только нового статуса, но и тотальное изменениеличности. Добиться этого можно, открыв путь к самым интимным и дорогим длячеловека сферам и активно их преобразуя. В этом процессе огромную роль играетобряд инициации (посвящения). Ритуал перехода личности в новое состояниехарактеризуется обязательным инструктированием о том, как правильно вести себяв новом статусе. [Кривельская,1999,с.112-114].

В деструктивном культе всеусилия направляются на реальную или условную блокаду значимых мотивов,занимавших раннее определённое место в структуре личности. Новый мотиввоспринимается как универсальный путь разрешения актуальных жизненных проблем,снимающий необходимость логического анализа, активных самостоятельных действий.С помощью мощного психологического воздействия достигается изменение иерархии впрежней системе ценностей. Это происходит последовательно и поэтапно. Сначалачеловека знакомят с чем-то раннее неприемлемым на фоне специально сниженнойэмоциональной чувствительности. Таким образом, отрицательная установкапревращается в положительную. Когда нет эмоциональных оценок, личногоотношения, данный процесс проходит наиболее эффективно. Затем человекпобуждается к проигрыванию в воображении этого ранее неприемлемого образадействий. На заключительной стадии, закреплённый образ осуществляется вреальных поступках, сначала экспериментальных, затем привычных. [Дмитриева,1999, с.35-36].

Подобную схему можно чёткопроследить на примере коллективных суицидов, совершаемых в сектах. Сначала, вовремя обрядовых действий, под определённое музыкальное сопровождение,исполняются песни, молитвы и т. п., программирующих на суицидальные действия.Затем, в пик возбуждения, в момент эмоционального катарсиса, человек можетпредставлять себе и даже видеть (галлюцинации) собственную смерть. Далеевозможны символические действия репетиции, проигрывания ситуаций самоубийства ив завершение - совершение самого действия. Подобным образом складывалисьсобытия, происходившие в Джонстауне, в группе Народный Храм. [Хассен,2001, с.51-52с.].

С помощью такогопсихологического механизма защиты как рационализация прошлый жизненный опытпереосмысляется. Человек невольно подводит, подстраивает своё прошлое кнынешнему образу Я. Человек приписывает прошедшим событиям культовый смысл. Онможет вспоминать только те эпизоды прошлого, в которых видит истоки сегодняшнейжизни и забывать (вытеснять) те из них, которые противоречат его нынешнемувосприятию себя. [Бассин,1969,с.118-126].Жизнь до культа кажется далёкой, нереальной. Происходит переоценка всейбиографии и перенесение в прошлое новых схем интерпретации по формуле: "Язнал это уже и тогда, но не вполне отчётливо". Новые мотивы выносятся впрошлый опыт, потому что они необходимы для нового понимания того, чтопроисходило давно. Фабрикуются и вставляются в биографию дополнительныесобытия, выполняющие вспомогательную роль гармонизации старых воспоминаний с ихновыми толкованиями. [Хассен,2000,с. 82с.].

Таким образом, в деструктивномкульте человек сталкивается с тотально преобразующей личность средой. Изменитьситуацию у него нет возможности. Уйти из группы он не может, так как она ужеприобрела для него большую значимость, он испытывает большую привязанность кчленам секты и чувствует себя обязанным им за то многое, что, как он считает,они для него сделали. Остаётся единственный путь - измениться самому,адаптироваться к группе и ситуации.

С.С.Корсаков вместе с темспециально подчеркнул, что “принадлежность к некоторым сектам, особеннопроникнутым нетерпимостью, изуверством и фанатизмом, а также к таким, в которыхрелигиозный культ соединяется с сильным душевным возбуждением, доходящим доэкстаза, способствует к развитию душевных заболеваний”. [Кондратьев,1999, с.44].Процесс присоединения к культам соответствует психотехнологии формирования DDDсиндрома, который был одним из объяснений того, что в США принято называть“промыванием мозгов”. DDD синдром (deception, dependency, dread - обман,зависимость, страх) соответственно состоит в сокрытии действительных целейкульта, в камуфлировании первоначальной “бомбардировкой любовью” последующейжесткой эксплуатации, в подавлении собственной личности с полным подчинениемкульту и в страхе как главном инструменте манипулирования, основанным напостоянно поддерживаемом чувстве вины.[Кондратьев, 2000, с.22-23].

Зависимое расстройство личностиявляется начальным нарушением психики, вслед за ним возможно развитие болеетяжелых психических расстройств вплоть до психозов с агрессивным поведением илис суицидальными действиями. Острые психотические состояния могут носитьхарактер аффективно-бредовых состояний, параноидов, индуцированных психозов, атакже стрессовых реакций с последующим затяжным постстрессовым синдромом. Крометого, в результате пребывания в секте могут возникать резкие обострения ужеимевшихся латентных форм заболевания (чаще всего шизофрении).

При постановкесудебно-психиатрического вопроса о последствиях пребывания потерпевшего отдеятельности секты все эти состояния должны оцениваться как следствияпричиненного вреда психическому здоровью. Например конфликтнаяпсихотравмирующая ситуация в семье вербуемого в связи с разрывом последнимотношений с близкими и уходом в секту способно быть источником развитияневротических реакций, т.е. обнажения под влиянием психической травмы до тогоскрытых психических изъянов психики, обострения упомянутых форм скрытопротекающей психопатологии. Кроме того, наблюдаются случаи. когда лицо,порвавшее с сектой и находящееся в состоянии реадаптации после полученных всекте психических расстройств, подвергается попыткам активистов сект вновьвернуть его в свое лоно, препятствуя тем самым скорому и быстромувыздоровлению. Это также может рассматриваться как причинение вреда здоровью.[Кондратьев,2000, с.23].

Проблемы жертв культового контролясознания:

1.Крайнее нарушениеидентичности, диссоциирующие состояния — "плавающие"(возвращающие по механизму триггера обратно к культовому образу жизни),“плавание” описывается как особое изменение сознания, промежуточное междубодрствованием и сном. Находящихся в этом состоянии называют еще “кадетамипространства” (“Space Cadei”) из-за потери четкости ощущения повседневнойреальности, сходного с наркотическим опьянением. Эти состояния у экс-культистоввозникают как вдруг охватывающее чувство вины за уход из культа снепроизвольным наплывом серии воспоминаний, прерывающих настоящее, чтобывернуться в прошлое культовое состояние. “Плавание” может также принять формунеадекватных эмоциональных реакций, сопровождаться зрительными и слуховымигаллюцинациями, психомоторным возбуждением и попытками к самоубийству, чтоприводит к необходимости госпитализации.

2.Приступы паники итревожности, депрессия, расстройства, связанные с посттравматическимстрессом. Специалисты и доктора, наблюдавшие бывших сайентологов,диагностировали их состояние как “посттравматическое стрессовое расстройство”.Один психиатр пришел к мнению, что Хаббард вывернул наизнанку лечебныепроцессы, используемые для снятия навязчивых состояний, таким образомискусственно доводя клиентов до синдрома этих состояний, который в свою очередьприводил к ряду психических расстройств. Бывшие члены сообщают о высокомпроценте психических расстройств, вызванных так называемым “синдромомхронической усталости” - отсутствием желаний и энергии. Однако пока по этимсообщениям не проводилось научных исследований. [Дворкин, 1996, с.125-128]-

3.Психосоматическиесимптомы (головные боли, боли в спине, астма, кожные нарушения,расстройства сна: кошмары, пищеварительные расстройства, сексуальные проблемы).

проблемы с  принятием решений, замедленноепсихологическое развитие, потеря психологической силы, чувство вины, страх,потеря доверия, боязнь близости (интимности) и обязательств.

 Cуществуютфакты, свидетельствующие о том, что многие предпринимали отчаянные попыткиснова обрести свободу, однако внедренные в подсознание страхи и преследованиясо стороны культа доводили людей до психических расстройств и даже самоубийств.[Хассен,2001,с.80].Известны факты убийства руководителями некоторых деструктивных религиозныхорганизаций своих адептов, попытавшихся порвать с культом. В некоторыхдеструктивных религиозных организациях после выхода из культа, даже приблагоприятной обстановке в семье и помощи специалистов, человек чувствует себячужим в социуме. [Зимбардо,Андерсен, 1998, с.18].Так, амер.психологи, обследовав большую группу экс-культистов, нашли у 52% изних синдром “плавания” (floating), ночные кошмары - 40%, амнезию (расстройствопамяти) - 21%, галлюцинации и мании - 14%, неспособность сломать “навязчивыеумственные ритмы” монотонного пения. ритуально навязанного в секте, - 35%,вспышки ярости - 14% и тенденции к самоубийству или саморазрушению - 21%.Согласно 88%  экс-культистоврассматривали свои группы как вредные (37%) или очень вредные (51%). [Кондратьев,2000, с.45].

1.4. Психологические основы помощи жертваммассового манипулирования психикой.

Одним из известных насегодняшней день видов помощи является консультирование о выходе из культа.

Консультирование овыходе (реформировании мышления) - это интенсивная информационная терапияучастника деструктивного культа, проводимая группой консультантов из 3-4человек при содействии близких и родственников непрерывно в течение 3-5 сутокпо 12-16 часов в день. Конечной целью является восстановление у культистаиндивидуального умения разумно и критически мыслить и усиление основанного наинформированности свободного волеизъявления. Этот процесс можно было бы точнееобозначить как консультирование об информации (или информирование), позволяющейболее полно и критично оценить степень и средства влияния данной группы наличность. В работе с членами культов, вопрос блокировки сознания являетсянеобходимым для понимания. Почему человек отказывается верить в факты, несмотря на довольно убедительные доводы? Почему бывает невозможно достучаться досознания человека? Правильное понимание мышление культиста, и расстановкаприоритетов в его сознании, являются главными в достижении успеха по выводучеловека из культа.

Сами авторы этого подхода пишуто нем, что он “является добровольным, интенсивным, ограниченным по времени,договорным образовательным процессом, который придает особое значение сообщениюинформации членам эксплуататорски манипулятивных групп, обычно называемыхкультами”. [Хассен,2000, с.52].

Консультирование обычноначинается по инициативе родителей или мужа (жены) члена группы. Родитель илимуж (жена), обеспокоенные участием близкого в культе, договариваются о встреченаедине или о телефонной консультации с консультантом “по реформированиюмышления” или с "командой" таких консультантов.

Родители или супруг(а) должны узнать о культовомманипулировании (особенно о том, которое использует группа, привлекшая ихблизкого человека) и о моделях общения, которые могут помешать их отношениям скультистом. Если необходимо, они могут участвовать в семейных консультациях спсихотерапевтами или, в некоторых случаях, с консультантом . Затем консультанти клиент примут решение о том, как эффективнее всего убедить культистапоговорить с консультантом . Тогда семья представляет консультанта попсихологическому насилию культисту, консультант обычно будет представлятьучастие в культе как семейную проблему, каким оно действительно является.Консультант  просит культиста принятьучастие в просмотре (прочтении, прослушивании) информации, которая может помочьему и его семье лучше понять и справиться со своими проблемами. Если культистсоглашается, что случается в большинстве случаев, консультант  может потратить один или несколько дней,обсуждая культы и психологическое манипулирование, проводя обзор письменныхматериалов, просматривая и обсуждая видеофильмы и обсуждая значение этойинформации для культиста и семьи. Консультант хотя и не прячет свои взглядыотносительно культов, стремится не оказывать на культиста, который решает, какреагировать на эту информацию, давление и не манипулировать им. [Джиамбалво,1998,с.82].

Консультант уважаетокончательное решение культиста, заключается ли оно в том, чтобы остаться вгруппе, или в том, чтобы уйти. Если культист покидает группу, консультантобеспечивает его информацией о том, как продолжать образовательный процесс,начатый во время консультирования о выходе, и где получить помощь для того,чтобы справиться с послекультовыми проблемами. Большинство консультантов  полагают, что когда культист дает имдостаточное время для представления их информации - обычно около трех дней -человек решает уйти из культа примерно в 90% случаев. Если культист не даетконсультантам достаточного времени, но слушает их информацию до определеннойстепени, неофициальные оценки отмечают, что около 60% решат, в конечном счете,покинуть группу.

Хотя существуют различныеподходы к консультированию о выходе, все они отвечают потребностям семьи илипострадавшего члена семьи и стремятся помочь культистам, обеспечивая ихинформацией, о которой они не знают. Подход, предлагаемый К. Джиамбалво, можноназвать сосредоточенным на информацииконсультированием о выходе. Он отличается от сосредоточенного на процессеконсультирования о выходе, или оттого, что С. Хассен называет"стратегической терапией воздействия", и от подходов, которыевыдвигают на первый план определенные теологические моменты, прежде всего тоили иное религиозное переобращение. С. Хассендопускает более активную и целенаправленную роль консультанта в подведенииклиента к выходу из культа, в том числе и за счет некоторых техническихприемов. Неприемлемы для совести практического психолога или психотерапевтадолжны быть попытки предопределить в ходе консультирования изменения в болееширокой и глубокой системе жизненных, духовных, в том числе и религиозных,взглядов клиента. [Волков,1997,с.102-109].Консультирование о выходе не производит существенной психологической перемены.Оно просто обеспечивает информацией, которая является катализатором перемены,которая пробуждает культистов, затемуже способных сделать истинный выбор, вытекающий скорее изнутри, нежелиснаружи. Опора на психологические методики в консультировании о выходе можетсделать более трудным для культистов определение того, был ли выбор, сделанныйими во время консультирования о выходе, действительно их выбором, а неконсультанта по выходу”.

Особенностямиконсультирования о выходе является:

1.     Значительнаяроль предварительного сбора информации.

2.     Активноеучастие семьи и близких (но не семейная терапия!).

3.     “Командная”работа консультантов.

4.     Длительностьи интенсивность.

5.     Акцентна предоставление информации как на единственную цель консультирования, т.е.информирование вместо психотехники.

6.     Участиебывших культистов.

Реально консультирование овыходе относится к добровольным отношениям между профессиональным помощником инуждающимся в помощи индивидуумом, семейством, группой, или социальнойединицей, в которых консультант занимается обеспечением информацией, чтопозволяет клиенту более ясно определять и решать проблему, по которой они искаликонсультацию.

Консультация о выходе - этопредставление информации относительно принципов и практических примененийвосстановления социальной идентичности. Консультация предполагает почтительныйдиалог в открытой обстановке, дополненный образовательными материалами, типаподходящих литературных, подлинных исходных материалов (первоисточников),сообщений средств массовой информации, и личных свидетельств. Главная помощьможет быть оказана при хорошо спланированной работе близких адепта испециалиста, которые помогает как семье, так и самому культисту. В качествегруппы используется: семья, знакомые, бывшие члены культа. Групповые механизмывоздействия на личность в культе вполне уместно нейтрализовать аналогичнымигрупповыми механизмами «не деструктивного действия». Необходимо учитывать, чтово время знакомства с культом, завербованный получает только одностороннююинформацию со стороны культа, а вовсе не исследует обе точки зрения. Группа -это своеобразная «барокамера» при переходе человека из культа в реальность.

До начала консультированияродителям стоит начать немедленный сбор информации об особенностях культа. Вобщении с членом своей семьи, вовлеченным в культ надо избегать конфронтации,не критиковать посещаемую группу и ее членов. Критика культа приведет кнегативным мгновенным реакциям. Дело в том, что личность долгое времяпребывающего в секте, подвергается значительной трансформации, сказывающейся вневротичном и неадекватном реагировании на любую негативную информацию о секте.Критическая информация является слишком резким переходом. Необходимо понимать,что каким способом культиста вербуют, примерно таким же образом следуетпредоставлять критическую информацию. Должна происходить минимальная дозировкаинформации, которая разрушает непосредственно саму систему ценностей, а некомпоненты системы. Когда система нарушена, можно приводить доказательстваневерности доктрин. Разрушая систему ценностей культиста, необходимо понимать,что культист, на данный момент, уже не может жить без этой системы. Стараяатеистическая система не годится для возврата в нее. Поэтому необходимопредоставить другую, но подлинно христианскую систему ценностей, чтобы перейтив нее. Если этого не произойдет, тогда культист не обнаружив лучшей замены,возвратится обратно, а духовно зрелые братья по культу помогут заделатьпоявившиеся трещины в системе ценностей. Она активно вытесняется из сознания.Если член семьи будет совершать поступки, выходящие за этические рамки, следуетнабраться мужества и спокойно переносить подобное поведение. Надо понимать, чтоэто происходит из-за глубокого внутри личностного конфликта. Можно такжедемонстрировать интерес к его культовой деятельности и даже попроситькогда-нибудь посетить организацию вместе с ним. Это увеличит его доверие кчленам семьи и уменьшит напряжённость в отношениях, а углубленное знакомство сгруппой, даст опыт того, какие подходы следует использовать в общении. Можнотакже включать методы мягкого контроля и тщательно отслеживать средства,которые тратятся и количество времени, которое он проводит в секте.

Однако даже такой вид общенияне приведёт к тому, что человек, полностью зависимый от группы и эмоциональновключённый в её деятельность уйдёт из секты. Без помощи специалистов вырватьличность из культа, не нанеся значительных травм её психическому здоровью,практически невозможно. После этого, работая уже вместе с профессионалами, надодоговориться о том, что он выделит часть своего времени (не менее 3 дней) ипроведёт их с членами своей семьи или консультантом, обеспокоенными егопосещением группы и решившими предпринять кое-какие действия. Если он оченьиспуганно реагирует на "чужих" людей, стоит первоначально не раскрыватьему цель своих намерений. [Волков,1997,с.102-109].

Единственный вариантэффективности консультирования - абсолютная изоляция личности от секты на времяработы с консультантами. Для этого можно вывести за город, либо на времясменить место жительства. Готовиться к консультированию надо кропотливо,просчитывая все возможные варианты, тщательно прослеживая все аспекты, устраняясами возможности ошибок. Не факт то, что огромный объём проделанной работы,даст эффективный результат, поэтому стоит запастись терпением и мужеством.Главное - это бороться до последнего, но, при этом, думая о его психологическомздоровье, обращая внимание на его эмоциональное состояние, ориентируясь на егопотребности.

Если консультирование дастпозитивный эффект, то членам семьи надо будет приложить определённые усилия,чтобы удержать этот положительный результат. Уделять много времени. Искатьальтернативные занятия его бывшему посещению секты. Стоит постаратьсяизолировать его от контактов с людьми из секты. Лучше всего - уехать на времякуда-нибудь на отдых. Необходимо помочь ему обрести эти социальные навыки,адаптироваться, Для этого наилучшей формой являются все программысоциально-психологического тренинга как способа научения социальными умениям инавыкам, формирования гибкого стиля поведения с самоответственностью,критичностью, креативностью, уверенностью в себе. В консультировании о выходепервостепенное значение имеет тщательное разъяснение техсоциально-психологических механизмов, которые были задействованы манипуляторамидля их подчинения и установления зависимости. Отсутствие ясного представления отом, что же с ними случилось, иногда на многие годы отравляет жизнь людей, дажеуже вышедших из культов,

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Похожее